11 сент. 2024
Китай выступает главным партнёром России по торговому обороту. Поставки в Поднебесную выросли в 1 раза за год и достигли почти $7,6 млрд, что составляет 17,5% от общего экспорта российского АПК в 2023 году. С начала 2024 года показатель приблизился к $4,0 млрд. Россельхозбанк, изучив рост потребностей Китая в продовольствии, назвал наиболее перспективные для отечественного агробизнеса направления.
«Численность населения Китая снижается второй год подряд, и страна уже уступила Индии статус самой густонаселённой. Однако это всё ещё колоссальный рынок в 1,4 млрд потребителей, а 40 лет напряженной работы позволили победить бедность и сформировать широкую прослойку населения с платёжеспособным спросом. Поэтому спрос на продовольствие в Китае будет расти, хоть и не быстро. Если в 2010 году житель Китая в среднем съедал 325 кг продукции из 22 категорий, то в 2023 году этот показатель достиг 361 кг, а к 2030 году, мы считаем, вырастет до 370-371 кг. В этих десяти килограммах на душу населения заключён огромный потенциал для российских экспортёров», – рассказывает главный отраслевой аналитик Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Прогнозируется, что по итогам 2030 года среднедушевое потребление в Китае из 22 основных категорий сократится только по некоторым маслам и зерновым, по остальным оно будет равномерно расти – в среднем на 6% относительно 2023 года. Больше всего прибавят сахара (на 23% до 2,67 кг на человека) и сухофрукты (на 15% до 1,91 кг).
С точки зрения сохранения собственной продовольственной безопасности России, её природных особенностей, логистики и производственных мощностей, а также потребностей Китая РСХБ выделил пять перспективных направлений для экспорта АПК и экспертно оценил их по трём критериям по пятибалльной шкале: потенциал роста поставок – потенциал увеличения доли на рынке – потенциал положительного влияния на инфраструктуру Дальнего Востока России.
Свинина: 5-5-5
Главным источником животного белка и ингредиентом большого количества блюд китайской кухни с долей в 60% среди всего мяса в рационе является свинина. По прогнозу, к 2030 году потребление свинины в Китае перешагнёт отметку 31 кг, это почти на 1 кг больше, чем в 2023 году. В некоторых китайских городах, например, Гонконге и Макао, потенциал гораздо выше, там уже сейчас едят по 55 кг в год. В пересчёте на всю страну получается значительная перспектива роста потребления свинины – 1,4 млн тонн.
После открытия рынка Китая для российских свиноводов 28 февраля 2024 года появилась возможность говорить о прогнозах.
0,5 млн тонн мяса без ущерба для собственной продовольственной безопасности способна закрыть Россия. Частью этого объема могут быть различные субпродукты от задних ног до ушей свиньи. Наряду с Россией такой большой запрос могут одновременно и не мешая друг другу удовлетворять Бразилия, Евросоюз, США, Канада и сам Китай.
Экспорт свинины из России к концу года может составить более 50 тыс. тонн. Динамика роста экспорта будет также зависеть от стоимости логистики. Доля стоимости в перевозке таких субпродуктов, как свиные ноги, существенна, и снижение её уровня на единицу продукции может дать преимущество перед более географически удаленными США и европейскими странами.
Растительные масла: 5-4-4
Блюда китайской гастрономии готовят на растительных маслах и почти всегда заправляют различными соусами на их основе. Соответственно, потребление этой категории выросло на 6% относительно 2010 года до 27,57 кг на душу населения, такой темп считают возможным и до 2030 года – на 6% до 29,35 кг.
С начала года третье и четвёртое места в поставках продукции АПК из России в Китай занимают рапсовое и подсолнечное масла. Совокупно на них приходится почти $935 млн.
В 2023 году Россия отгрузила в Китай около 2,5 млн тонн растительных масел. Производители из России могут рассчитывать на увеличение поставок за счет наращивания в китайском импорте доли соевого, рапсового, подсолнечного масла и большей переработки льняных семян и соевых бобов. До 2030 года возможен суммарный прирост около 300-500 тыс. тонн растительных масел.
Дары моря: 4-4-5
Потребности в рыбе и других водных биоресурсах и продуктах из них на душу населения могут увеличиться на 9% почти до 40 кг, это +3 кг к 2023 году. Китайцы мастерски готовят блюда из рыбы, эту черту национальной кухни Россия может использовать для развития производств глубокой переработки. К 2030 году ожидается рост её производства в России на 1 млн тонн в год, а экспорт – на 90% до 754 тыс. тонн.
Также эти цели может поднять и спрос со стороны Китая. Россия нарастила поставки рыбной муки (непригодной в пищу) в 1,5 раза с начала 2024 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до $106 млн, эта категория вошла в первую десятку по экспорту продукции АПК в Поднебесную.
Россия продолжает поставки в Китай мороженой рыбы: в поставках за 2024 год она занимает первое место. На неё пришлось почти $640 млн. Второе место занимают ракообразные со стоимостью $610 млн, это на 16,5% больше, чем годом ранее. Россия – абсолютный чемпион по поставкам в Китай мороженой рыбы с долей рынка 50%, опережает ближайшего конкурента – США – почти на 980 млн т. Около 1,2 млн тонн составили поставки в Китай российской продукции данной категории в прошлом году.
Увеличение объемов отгружаемой продукции нецелесообразно из-за того, что часть получаемой продукции Китай перерабатывает и экспортирует. Российским производителям важно увеличивать отгрузки продукции глубокой переработки в Китай. За последние годы выросли поставки рыбного филе в Китай в несколько раз почти до 18 тыс. тонн в 2023 году. Основной конкурент, который специализируется на поставках в низко-ценовом сегменте продукции, выращенной в спорных условиях – Вьетнам. Российские производители могут в течении нескольких лет преодолеть планку в 50 тыс. тонн филе, таргетируя рестораны и премиальную полку.
Сухое молоко и молочная сыворотка: 4-3-4
Китайцы делают прохладительные напитки на основе молока, поэтому рост таких товаров на 9% до 1,5 кг на человека предсказуем. Для производителей из России это стимул развивать глубокую переработку и продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Благодаря экспорту мороженого отечественные молочники имеют авторитет. У российской молочной продукции репутация «с истинным чистым вкусом»: отечественный вафельный рожок «Русское мороженое со вкусом молока» выделяется на китайских прилавках среди различных видов местного мороженого с добавлением гороха, кукурузы, фасоли, зелёного чая и т.д.
Наибольший потенциал благодаря удобству использования в разных сегментах пищевой промышленности у различных продуктов сушки молока. За пять лет Россия почти с нуля нарастила экспорт молочной сыворотки в Китай до примерно 7 тыс. т в 2023 году. Доля российской сыворотки на китайском рынке остается невысокой (около 1%). Увеличение объемов вывоза продукта в несколько раз к 2030 г. до 20 – 30 тыс. тонн и более возможно при росте потребности в сыворотке в Китае.
Птица: 3-2-4
Потребление мяса птицы в Китае выросло с 2010 по 2023 гг. на 4% до 14,6 кг, к 2030 году ожидается рост ещё на 4% до 15,22 кг на человека. Такой прогноз дает возможность рассчитывать на рост экспорта соответствующей российской продукции, что может стать стимулом к постройке дополнительных и перерабатывающих производственных мощностей в регионах Дальнего Востока, а это рабочие места и доход в бюджет, считают аналитики Россельхозбанка. В 2023 году экспорт мяса птицы в Китай составил более 130 тыс. тонн. Около 10% рынка занимает Россия, что создает конкуренцию с лидерами мирового экспорта птицы – США и Бразилией. Наша страна может рассчитывать на увеличение экспорта по крайней мере до 150 тыс. т. Значительная доля куриных ног, которые не так востребованы у потребителей в России, является особенностью экспорта в Китай. При соответствующей работе с качеством и дистрибуцией только по этой позиции можно было бы довести объемы экспорта до 140-150 тыс. тонн.
«По итогам 2023 года Россия экспортировала в Китай продукции АПК почти на $7,6 млрд, сальдо торгового баланса превышает $5,1 млрд. Темпы роста и планы российского АПК, а также особенности развития Китая позволяют прогнозировать, что с каждым годом Россия будет занимать всё большую долю в удовлетворении потребностей нашего соседа. Существует большое количество продуктовых категорий, по которым отечественные производители смогут существенно нарастить поставки, привлекая в страну дополнительный доход с сохранением приоритета продовольственной безопасности», заключает Андрей Дальнов.